История

Благоверный Ростислав-Михаил, князь Смоленский, Великий князь Киевский
(празднование памяти 14 марта[27 марта по н.ст.])

 Святой благоверный князь Смоленский Ростислав Мстиславич, прозванный Набожным, стал в древнерусской истории воплощением слова пророка Исаии о царе, который будет править по правде, и князьях, которые будут править по закону (Ис. 32, 1). Он был одним из тех властителей земли русской, чьи прежде всего миротворческие подвиги и кончина становились притчею во языцех и старательно увековечивались летописцами. Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По преставлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.
 Не только в бесконечных воинах, интригах и мятежах, бывших характерной приметой времени, вынужден был проводить годы жизни своей Смоленский князь Ростислав-Михаил Мстиславич. Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном и монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни – месте убийства страстотерпца Глеба Владимировича – каменный Борисоглебский храм, приурочивая его освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев-мучеников в Вышгород. Желая еще более просветить светом веры Христовой Смоленскую землюю,  приблизительно в то же время он устраивает, а вернее – восстанавливает основанную еще в XI столетии епископскую кафедру в новом Смоленском Богородичном храме, о чем свидетельствует его грамота, изданная 30 сентября 1150 года, а также и то, что в 1147 году на совете о постановлении митрополита присутствует и епископ возрожденной Смоленской епархии Мануил.

 Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой: «Этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».
 В XVI столетии при составлении «Степенной книги» в нее был внесен на основании летописных статей и рассказ «О великом князе Ростиславе» (степень 6, грань 16), напоминающей агиографическое сказание о благочестивой кончине святого князя. В нем, прежде всего, подчеркивается постоянное стремление князя Ростислава стать насельником Киевских Печер – желание, особенно усилившееся после смерти Святослава Черниговского. В этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшим Ростислава-Михаила «любить правду и все по правде творить, и весь Богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять ее благочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.

Тропарь, глас 6:

 Обреете тя строителя градов и церквей земле Киевская великий княже Ростиславе, смуты устранял еси, единство храня, темже Господь ти мудрость ниспосла, сего ради Христу Богу молися спастися душам нашим.