История

БРАТСТВО ПРЕПОДОБНОГО АВРААМИЯ, ЧУДОТВОРЦА СМОЛЕНСКОГО.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Основание Братства имени святого Авраамия

Вторая половина 19 – начало 20 века отмечены широкой волной общественной и индивидуальной благотворительности в сфере народного просвещения. Общественно полезная деятельность не привязывалось к какому-либо социальному слою, но была всесословной и всеобъемлющей. Поэтому вполне логично в начале 1885 года прозвучал призыв епископа Смоленского и Дорогобужского Нестора организовать в Смоленской епархии братство имени преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца. Примером послужило Владимирское братство Александра Невского, существовавшее к тому времени уже 5 лет. Результаты его деятельности получили высокую оценку местного населения. Ежегодно на Владимирщине возрастало количество церковно-приходских школ, в которые крестьяне с радостью отдавали своих детей. По Владимирской епархии распространилась сеть братских учреждений, внедривших в широкую практику публичные чтения, весьма популярные у населения. В процессе собеседований крестьяне задавали немало вопросов, темой которых могло быть не только прочитанное или рассказанное в рамках собеседований, но и любая житейская ситуация или явление природы. Живое слово, свободные, естественные беседы, в том числе и о хороших книгах, став привычными для крестьян, оказывали благотворное влияние на их нравы, сглаживая грубость и искореняя суеверия, прививали любовь к чтению.

Главными предметами деятельности Владимирского братства служили: публичные чтения, распространение духовного образования в губернии, обогащение новыми книгами и иными изданиями братской библиотеки, содействие открытию и приумножению церковно-приходских библиотек и распространение книг, брошюр и прочих изданий через книжные склады, устроенные при церквах. Внимательно изучив опыт владимирцев, оценив должным образом немалое положительное влияние деятельности Братства на крестьянскую среду, которая в массе своей тянулась к просвещению, книжной мудрости, смоленское духовенст-во решило распространить этот опыт в Смоленской епархии и выбрало те же направления для своей деятельности.

В 1885 году Смоленские Епархиальные Ведомости сообщили об организации в Смоленской епархии братства имени преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца при Спасо-Авраамиевском монастыре. В учреждении участвовали заинтересованные слои русского общества, которым близки и дороги идеи широкой образованности, те, кто желал общими силами помочь бедному населению епархии в его умственном и религиозно-нравственном просвещении. Стремление крестьян к просвещению проявлялось в тот момент всё более и более, но средств для удовлетворения духовных потребностей явно не хватало. Конечно, правительство и земства открыли немало школ, однако этого оказалось недостаточно, оттого что многие приходы состояли из мелких деревень, разбросанных на большом пространстве. Отсюда не редкостью было такое явление, когда крестьяне вносили определённую плату за обучение своих детей, но дети не ходили в школу из-за её удалённости от мест жительства. И огромное число детей школьного возраста оставалось безо всякого обучения грамоте. К тому же школы эти часто нуждались в самом необходимом: в учебниках и учебных пособиях, в жаловании учителям, в удобных помещениях. Поэтому для широкого распространения духовного просвещения в Смоленской епархии устроены были недорогие приходские и домашние школы с помощью добрых людей, которые своими личными тру-дами и материальными пожертвованиями содействовали их устройству и поддержке.
С развитием грамотности, в народе пробудилась потребность в чтении книг. Неизбежно появилась ещё одна забота – устройство в сёлах библиотек и складов книг, где крестьяне приобретали их по доступным для них ценам, а в случае нужды и безвозмездно. Далее, при библиотеках открыли читальни, в которых в религиозном чтении и приобретении полезных знаний грамотные взрослые и дети проводили свободное от работ время, а не употребляли оное на разгул и грубые удовольствия.

Направления деятельности Братства

Из лиц, заинтересованных делом нравственного просвещения народа, составился небольшой круг учредителей Братства, принявших участие в выработке устава – основополагающего документа.

15 октября 1885 года утверждён Устав Православного Церковного Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца. Им определены основные цели Братства и направления деятельности:

- открытие новых школ и забота о материальном обеспечении существовующих, так как земских школ недостаточно, а церковно-приходские лишь начали возникать, да и те нуждаются в самом необходимом;

-организация в Смоленской епархии внебогослужебных чтений и собеседований;

- устройство в Смоленске и в других городах и селениях Смоленской епархии церковных библиотек, услугами которых пользовались бы не только священники для проведения чтений, но и все лица, желающие читать эти книги;

- создание сети складов книг Священного Писания, брошюр религиозного и исторического содержания, икон для продажи их населению по возможно низким ценам и безвозмездной раздачи неимущим;

Решение этих задач во многом определялось образованностью и степенью умственного развития будущих пастырей, а материальная необеспеченность воспитанников семинарий и духовных училищ препятствовала получению полноценного образования, а порой лишала возможности его завершить, поэтому в задачи Братства входила и помощь малоимущим учащимся семинарии, которая выражалась в устройстве общежитий для бедных воспитанников и выдаче им пособий деньгами, вещами из одежды и обуви, учебными принадлежностями.

Таким образом, перед вновь учреждённым Братством предстало широкое поле деятельности. Дело же, предпринятое им, поистине доброе и великое. Как и надеялись учредители его, русское общество, всегда отзывчивое на всё доброе, откликнулось и на этот призыв, оказав содействие Братству и личным участием, и денежными вкладами.

20-го октября 1885 года в Авраамиевском монастыре состоялось первое собрание членов-учредителей Братства. Во вступительном слове епископ Смоленский и Дорогобужский Нестор озвучил основную мысль, что в Братство могут вступить все православные, независимо от званий и состояний, то есть все, желающие своими трудами, пожертвованиями и влиянием оказать ему посильную помощь.

При этом участники Братства могли жить не только на территории Смоленской губернии, но и в других местностях. Среди участников Братства выделяли почётных членов, в число которых избирались лица, оказавшие Братству значительные услуги своим влиянием и средствами, пожизненных, единовременно пожертвовавших не менее 100 рублей, действительных, вносящих в кассу Братства ежегодно не менее 2 рублей и соревнователей, к разряду которых принадлежали все, принявшие на себя обязательства служить Братству личным трудом и жертвовать на нужды Братства вещи и менее 2 рублей в год  деньгами.

Первоначальный состав сложился из попечителей, писавших Устав Братства, почётных членов, избранных общим собранием и прочих, принятых на основании их заявлений. Местный епархиальный Преосвященный состоял Попечителем. Так, являясь частицей общего организма церкви, каждый участник её мог способствовать развитию общей церковной жизни, а равно свой собственной, ибо в общем благе заключается и личное, собственное благо.

Председателем Совета Братства объявили ректора семинарии архиепископа Иоанникия, на-значенного правящим архиереем. Затем члены-учредители записали на особом листе и вручили ректору семинарии, как председателю Совета Братства, добровольные пожертвования, которых оказалось около 400 рублей. На протяжении всего заседания пел архиерейский хор, что создавало у собравшихся праздничное настроение.

Не менее значимым был  вопрос о средствах. Они складывались из ежегодных взносов, единовременных пожертвований, продажи книг, икон и картин, из сборов в кружки: одна находилась в церкви Авраамиевского монастыря, другая – в надворотной церкви Богоматери.

При необходимости, Совет Братства мог выдавать своим членам для записи пожертвований сборные листы, которые ежегодно возвращались в Совет с собранною суммой.

Из взносов пожизненных членов и могущих пожертвовать свыше 60 рублей, складывался запасной капитал Братства, обращённый в Государственные процентные бумаги. Капитал оставался неприкосновенным, а проценты с него употреблялись на текущие расходы.

Участники Братства имели право давать своим пожертвованиям специальное назначение, сообразно с целями Братства: исключительно на библиотеку, на пособия бедным ученикам. И таковые пожертвования употреблялись непременно по назначению. Не внёсшие в течение года оговорённой суммы, считались выбывшими.
Заботясь об увеличении денежных средств Братства, Совет рассылал духовным и светским лицам, известным своей благотворительностью пригласительные письма, в которых разъяснялись цели и задачи Братства. И такие обращения, как правило, не оставались без положительного ответа.

Управление деятельностью Братства осуществляло общее Собрание. Текущие дела возглавлял Совет, состоящий из 7 человек. Среди прочих вопросов в его задачи входило: устройство в Смоленске Братской библиотеки и содействие устройству библиотек, складов книг, брошюр и икон в других городах и сёлах Смоленской епархии; выбор и составление списка книг, брошюр и икон для складов; рассмотрение и утверждение программ для чтений и внебогослужебных бесед священников с прихожанами, рекомендации им необходимых для этого пособий; рассмотрение рукописей и печатных статей, назначаемых для публичных чтений в приходах.
Все решения Совета записывались в журнал. Несогласные с таковыми могли приложить к журналу своё особое мнение, но решение выносилось большинством голосов. В состав Совета входил казначей, в обязанности которого вменялось: принимать денежные и вещевые пожертвования в пользу Братства, вести приходно-расходные книги и заниматься необходимыми приобретениями согласно решениям Совета. Приходно-расходные книги были прошнурованы и заверены подписями председателя и секретаря Совета и печатью Братства с изображением креста и надписью: «Смоленское Авраамиевское Братство».

Братская библиотека

Одну из важных сторон деятельности Братства составляло создание и поддержание братской библиотеки, открытой в 1883 году на средства Смоленского градского духовенства. В неё вошли книги, частично приобретённые на средства духовенства, частично пожертвованные лицами духовного звания, сочувствовавшими делу народного просвещения. Служители смоленских церквей согласились передать эту библиотеку в ведение Совета Братства,  обязуясь и в будущем своевременно отсылать в адрес Братства определённый взнос (125 рублей) от градских церквей на её содержание. Принимая от духовенства библиотеку, Совет поручил специальной комиссии из трёх человек проверить её по каталогам. По результатам проверки оказалось: в наличии 500 экземпляров книг, брошюр и журналов – всего 250 наименований. Далее комиссия составила правила для устройства библиотек Братства и инструкцию для библиотекарей. Они были рассмотрены в Совете Братства, исправлены и утверждены. Библиотекарем назначили духовника архиерейского дома, а ежегодно составлял отчёт о состоянии библиотеки секретарь консистории.

С поступлением библиотеки в ведение Братства, она сделалась доступной и для светских лиц. Библиотека была открыта ежедневно с 9 до 12 часов, кроме дней воскресных и праздников. Помещение для неё отвели в архиерейском доме сухое, светлое и весьма удобное как для хранения книг, так и для их чтения лицами, посещавшими библиотеку. Книги храни-лись в порядке в шкафах, за стёклами. Для удобства работы с ними велись каталоги хроно-логический и систематический. Книги, выданные на дом, записывались в особую книгу, специальная же книга имелась и для записи залогов.

Библиотекарь имел право выдавать одному лицу за один раз не белее двух книг. Рукописи на дом не выдавались.
При библиотеке, по мере возможности, устанавливали дни, в которые приходящие могли читать книги там же, на месте и делать из них выписки под наблюдением библиотекаря.

Заведование библиотекой определяла инструкция, согласно которой ежегодно Совету Братства представлялся отчёт о состоянии библиотек.

Спустя год после открытия подвели первые итоги: к 1 января фонд включал 1247 томов 507 наименований. Читателей записалось 65 человек. В последующие годы фонд пополнялся всеми духовными журналами и книгами, вновь изданными и прежних лет издания.

С момента основания в библиотеке имелись рукописи, разные церковные древности и книги, которые даже в те времена уже представляли большую ценность. Библия, изданная в 1762 году, в кожаном переплёте. В первом томе – посвящение императрице Елизавете Петровне от Священного Синода по издании Библии в 1751 году. Ещё один раритет – Евангелие, напечатанное в 1627 году при Михаиле Фёдоровиче и Патриархе Филарете, в чёрном бархате. На обороте 140 листа сделана надпись: «1700 года марта в 21 день конюшенной слободы Больших Лужников Гаврила Васильев продал сию книгу…Василию Иванову, сыну Тарбиеву…и подписал своею рукою». Евангелие передано в библиотеку из церкви села Каменца Бельского уезда. И ещё одна – Духовный регламент Петра Первого 1776 года.
Кроме старопечатных книг было ещё несколько книг рукописных, писаных полууставом. Всех рукописей по каталогу значилось 8. Наиболее примечательны: Житие Дмитрия Митрополита Ростовского, писаное древней скорописью, Житие Петра Великого, собранное из разных книг во Франции и Голландии, в 2-х томах 1734 года в кожаном переплёте. И, наконец, вовсе уникальная книга – Извлечение из рукописи Стахия (Львова-Трояновского). Означенная подлинная рукопись составляла фамильное достояние Львовых. В ней излагалась родословная Львовых, предок которых по происхождению литвин, по званию Шляхтич, по вероисповеданию католик служил сотником в польских войсках во время нападения поляков на Москву, затем принял православие, ибо во время штурма Можайска поражён слепо-тою и после усердных молитв перед иконою Святителя Николая зрение возвратилось. Это и стало причиной принятия православия и вступления в духовное звание. Женился на смоленской девице из рода Огонь-Догановских и рукоположен в сан священника Патриархом Фи-ларетом. С этого времени и до смерти составителя рукописи Стахия священство в их роде не прекращалось. Любопытно повествование об открытии Петром Великим в 1721 году Гжатской пристани на реке Гжати, о вызове Императором для её населения 25 богатых купеческих семей из Украины, о постройке в Гжатске церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первым священником, назначенным в новый храм, а затем и протоиереем был дед автора рукописи – Павел Ефимиев Львов.

В собрании библиотеки хранились так же иконы и некоторые предметы древности: пять икон старообрядческого письма, медные складни и даже образцы кирпичей XII века из ко-торых строились и храмы, и светские здания.

Кроме распространения по губернии библиотек Братство ещё взялось за организацию чтений и собеседований. Их проводили в праздничные дни сельские священники. Зимою там, где церкви не отапливались, на беседы и чтения собирались в частных домах по соглаше-нию с домохозяевами или в сельских училищах с разрешения их начальства.

В городах чтения могли устраивать и светские лица, получившие богословское образование в средних и высших духовных заведениях, но не иначе, как по благословению епархиального начальства и по книгам, одобренным Советом Братства. О времени и месте заранее доводилось до сведения жителей, вход был свободный, бесплатный. Организаторы бесед и чтений ежегодно отчитывались перед Советом о своей деятельности.

Устроители собеседований, по возможности, стремились удовлетворить и пожелания го-родского интеллигентного общества, желавшего ознакомиться с теми или иными вопросами из истории религии. С этой целью Братство устраивало в городах публичные чтения по вопросам религии и нравственности.

Ввиду увеличения средств Братства, Совет открыл в Смоленске иконно-книжную лавку. На помощь пришли настоятель и братия Троицкого Смоленского мужского монастыря, уступив на неопределённый срок отапливаемое помещение для лавки и книжного склада с необходимыми приспособлениями. Выписывая книги, брошюры и иконы, Совет внимательно контролировал, чтобы содержание и изображения соответствовали духу православной церкви и были доступны по цене малоимущим посетителям лавки. Поиски соответствия цены и содержания в интересах покупателей заводили подчас в дальние края: иконы при-шлось выписывать из Одессы, финифтивые образки – из Ростова Ярославской губернии, а крестики – из Киевского Свято-Троицкого монастыря. Заведующий лавкой ежемесячно представлял отчёт Совету о ходе торговли и своевременно заявлял о том, какие книги и изображения необходимо приобрести для лавки.

Довольно скоро книжно-иконные склады открылись в уездных городах и многих селениях, где они располагались при местных храмах.

В центральном складе, в Смоленске после года существования Братства имелся в наличие 6141 экземпляр книг 254 наименований. В 1896 году приобретено 660 экземпляров. За год продано книг 326 экземпляров 82 названий.

Образовательные учреждения Братства

Наконец, ещё один предмет заботы Братства – церковно-приходские школы и школы грамотности. По ходатайству Совета Братства было открыто несколько школ грамотности и церковно-приходских, и несколько ранее существовавших школ грамотности были переведены в разряд церковно-приходских. Совет занимался распределением ассигнований, направленных на поддержку школ Священным Синодом в размере 1500 рублей и 5400 экзем-пляров книг. Кроме того, Совет из своих средств оказывал помощь наиболее нуждающимся школам: церковно-приходской Вяземской при Крестовоздвиженской церкви, Клушинской Гжатского уезда школе грамотности. Желая поддержать своих подопечных, Совет не единожды обращался за помощью к земствам: благодаря его ходатайству Краснинское земство назначило пособия по 100 рублей в год Стегримовской и Волковской школам, Смоленская Городская Дума выделила пособие 500 рублей в год образцовой при семинарии школе и 300 рублей школе при Вознесенском монастыре. Совет не оставлял без внимания и обеспечение школ нужной литературой. Специальная комиссия представляла на утверждение списки необходимых книг, а так же программы, по которым велось обучение в церковно-приходских школах. По специальному заказу напечатано было 1000 экземпляров программы, чтобы её мог иметь у себя каждый учитель. Заботясь об успешной работе опекаемых школ, Совет постоянно обращался к школьному руководству с просьбой своевременно подавать сведения о каждой учительской вакансии, чтобы вовремя направлять на освободившиеся места достойных лиц из пожелавших учительствовать в церковных школах.

Сохранившиеся печатные и архивные документы позволяют взглянуть на жизнь российской провинции более чем вековой давности. Распространение просвещения на рубеже прошлых веков было делом всеобщим и почиталось важнейшим и безотлагательным. Благотворительная деятельность Братства – лишь частный случай, один из многих путей, конечная цель которых - просвещённый, образованный, читающий русский народ.

О. Назарова

ведущий библиограф
Смоленской областной универсальной библиотеки

Литература

1. Отчёт о состоянии и деятельности Братства преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца за 1899 год. – Смоленск: [б. и.], 1900 (Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского. – 59 с. – На обложке: А. А. Срединскому.
2. Соколов Н. Объявление об организации Братства / Н. Соколов // СЕВ. – 1885. - №4. – С. 207-208.
3. О православных братствах: (по поводу предполагаемого учреждения братства в г. Смоленске) // СЕВ -1885. - №7. – С. 331-354.
4. Смоленское Православное Братство во имя преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца: причины возникновения и предстоящая деятельность вновь учреждённого Братства // СЕВ. – 1885. - №21. – С. 977-983.
5. Первое собрание членов-учредителей Православного Братстваво имя преподобного Аврамия, Смоленского Чудотворца // СЕВ. – 1885. - №21. – С. 984-986.
6. Устав Православного Церковного Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудо-творца // СЕВ. – 1885. - №20. – С. 962-971.
7. Библиотека Братства Преподобного Авраамия в г. Смоленске // СЕВ. – 1886. - №16. – С. 758-770.
8. Отчёт о деятельности Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворства, со дня его открытия 20 октября 1885 года по 1-е декабря 1886 года // СЕВ. – 1887. - №3, 4, 5, 6, 7. – Из содерж.: Библиотека Братства.
9. Отчёт о состоянии и деятельности Братства преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца, за одиннадцатый год его существования, с 1 января по 31 декабря 1896 год // СЕВ. – 1897. - №12. – С. 664-671. – Из содерж.: Внебогослужебные чтения и собеседования. – Библиотека Братства.
10. Смирнов П. М. Краткий очерк Смоленского Епархиального училищного совета и Совета Братства преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца и их деятельность на пользу церковных школ за время с 1884 по 1908 год // СЕВ. – 1909. - №17, 18, 19.