История


Изучение православной истории Смоленщины: литература и источники

   В настоящее время наблюдается повышенный интерес общества к истории Русской Православной Церкви, и особенно к церковной истории родного края. Изучение истории Православия на Смоленщине невозможно без привлечения большого числа источников. По мере исследования различных аспектов генезиса Церкви в нашем регионе в научный оборот вводятся все большее и большее количество источников, многие из которых ранее не привлекали внимания исследователей.

   В данной статье автор сделал попытку охарактеризовать далеко не все источники, а лишь те, которые наиболее доступны для исследователей. Характеристика источников составлена с учетом комплексного подхода к их изучению, наиболее часто используемого в исследованиях по истории Церкви на Смоленской земле .1

   Исследования, изучающие различные проблемы развития Православия в Смоленской епархии, в основном принадлежат историкам-краеведам дореволюционного периода (до 1917 г.), несколько работ – советским (1917-1991 гг.) и современным авторам.

   К первой группе относятся труды историков XIX в. Первым историком Смоленска по праву считают священника Никифора Адриановича Мурзакевича.2 Свыше 200 лет назад вышла в свет его книга «История губернского города Смоленска, собранная из разных летописей и российских дееписателей трудами диакона Никифора Мурзакевича» . Опираясь на многочисленные разрозненные источники по истории Смоленска, отец Никифор составил своеобразную летопись губернского города, в которой в хронологическом порядке освещается история родного края. При внимательном анализе этого произведения можно выделить несколько вопросов, которые интересовали историка. Для нас важны, в первую очередь, сведения о смоленских епископах и архиепископах, возглавлявших Смоленскую кафедру в разное время. Большое внимание уделено истории храмостроительства, возникновению монастырей, приведены даты их освящения. Несмотря на ряд неточностей, труд Н. А. Мурзакевича имеет огромное историческое значение и в наши дни. Сложно переоценить заслугу отца Никифора не только перед изучением общей истории Смоленщины, но и перед характеристикой прошлого Церкви на нашей земле. О том вкладе, который внес священник Н. Мурзакевич в развитие смоленского краеведения, говорит уже одно то, что такие видные историки, как профессор П. В. Голубовский, П. Е. Никитин, С. П. Писарев, И. И. Орловский и другие неоднократно ссылались в своих трудах на его книгу.

   В 1864 г. была опубликована книга Николая Васильевича Трофимовского «Историко-статистическое описание Смоленской епархии» .3 В ней автор значительную часть повествования посвятил описанию городов губернии, ее монастырей, храмов. Большое внимание Трофимовский уделил истории почитания чудотворных икон, находившихся во многих церквях епархии, рассказал о святых родниках, об обычаях и духовных традициях смолян. Не осталась в стороне и уникальная церковная утварь, хранившаяся в храмах Смоленской земли. Понимая значение Православия в жизни края, Николай Васильевич в своей книге упоминает смоленских архиереев, оставивших заметный след не только в истории Смоленской епархии, но и Русской Церкви в целом. Для нас важно то, что исследование Трофимовского является не только путеводителем по святыням Смоленщины, но и является первым опытом обобщения и систематизации церковной истории края. Иногда для современных исследователей книга Трофимовского является единственным источником, где можно найти сведения, связанные с историей Смоленской епархии.

   В 1897-1899 и 1901 годах печатался большой материал священника А.В. Санковского «Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями» 4, вторая часть которого, к сожалению, была не завершена. Труд Санковского включает в себя краткие сведения о времени построения храмов (по уездам), числе душ в приходе, расстоянии села от губернского и уездного городов, почтовый адрес, наличие церковно-приходских школ и школ грамоты, а также имена членов причта за 1895 г. Несмотря на это, «Адрес-календарь» не потерял своего научного  значения до наших дней и может использоваться краеведами для изучения некоторых аспектов истории Православия в крае.

   Кроме работ по истории всей Смоленской епархии появились исследования, посвященные отдельным уездным городам губернии. Это книги Сергея Степановича Ракочевского 5«Собрание исторических записок о городе Рославле» (1885) и Ивана Павловича Виноградова 6 «Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно)» (1890).

   Так как С.С. Ракочевский изучал, в первую очередь, подробности основания и развития города Рославля, ход событий на территории уезда, для церковной истории он не выделил отдельных глав. Но, тем не менее, автора интересовала история построения каменных церквей в городе. Кроме того, Сергей Степанович опубликовал несколько надписей из богослужебных книг (утрачены в XX в.), косвенно указывающих на время построения некоторых храмов Рославля . 7Он же выдвинул версию возникновения в городе Спасо-Преображенского монастыря, приводя в подтверждение сведения из так называемой «Летописи города Рослова», утраченной еще в первой половине XIX в.8  Кроме того, первый историк Рославля высказал гипотезу о том, что в Рославле в XII в. существовали каменные церкви . 9Его предположение подтвердилось в 1975 г., когда П.А. Раппопортом были проведены археологические раскопки на месте, указанном Ракочевским. Таким образом, «Собрание исторических записок» содержит много подробных сведений из истории Православия, верных наблюдений, справедливость которых подтвердилась лишь в наши дни.

   В отличие от С.С. Ракочевского, И.П. Виноградов в своей книге выделил несколько параграфов, напрямую посвященных истории Русской Церкви на Вяземской земле .10 Рассказав о времени введения христианства в Вяземском крае, Иван Павлович повествует о мученической кончине святых Симеона и Иульянии, князей Вяземских, характеризует город Вязьму XVII в., его церкви и монастыри, подробно рассказывает о пребывании в городе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Виноградов раскрыл причины возникновения в городе крестных ходов ко всем градским храмам, коснулся вопроса об отношении вязьмичей к расколу, проследил процесс учреждения здесь отдельной епископии. Но, тем не менее, сам автор признавал, что церковная история Вязьмы им раскрыта недостаточно и являет собой обширное поле для исследователей .11

  В приложениях к «Историческому очерку Вязьмы» Виноградов поместил сведения о преподобном Аркадии Вяземском, настоятелях Предтечева монастыря, Крутицких митрополитах и епископах, возглавлявших Вяземскую епархию в XV-XVIII вв12   Так как архивные документы, на которые опирался исследователь, и которые он опубликовал, были впоследствии утрачены,  книга И.П. Виноградова сама стала для историков Церкви ценным историческим источником.   

   Большую ценность в изучении Православия на Смоленской земле представляют труды Ивана Ивановича Орловского – ученого-краеведа, уроженца Ельнинского уезда. 13Не прожив и сорока лет, И.И. Орловский выпустил в свет более 20 книг и брошюр, писал стихи и рассказы, провел раскопки ряда археологических памятников (в первую очередь – остатки Смоленских монастырей XII в.). Его работы отличают прекрасное знание истории родного края, глубокий анализ источников, доходчивость изложения.

   И.И.Орловский сосредоточил свое внимание не только на событиях «гражданской» истории, но и церковной. Родившись в семье священника, получив образование в Рославльском духовном училище и Смоленской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, Иван Иванович всю жизнь был человеком глубоко церковным. Поэтому среди его исследований многие посвящены истории Смоленской епархии. Среди них: «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией матери Одигитрии, находящейся в надворотной церкви Смоленской крепостной стены» (1902), «Борисоглебский монастырь на Смядыни в Смоленске» (1903), «Священник Мурзакевич, обвиняемый в измене в 1812 г.» (1903), «Смоленская семинария в 1812 г.» (1903), «Судьба одной Смоленской святыни» (1905), «Рославльский дьячок-партизан 1812 г.» (1906), «Борисоглебский монастырь на Смядыни в Смоленске и раскопки его развалин» (1909).

   Знаток старины, И.И. Орловский не обходил в своей многоплановой деятельности и прошлого своей горячо любимой малой родины – Ельнинского и смежного с ним Рославльского уездов. Одной из книг, посвященной истории этого края, является «Пустынножительство в Рославльских лесах», впервые изданная в 1907 г. Второе издание осуществлено в 2004 г. В этом исследовании Иван Иванович повествует о таком интересном явлении в духовной жизни Рославльского уезда, как православное пустынножительство, являвшегося на протяжении XVI – начала XX вв. одним из феноменов русской религиозности. Подтверждением тому служат существующая и поныне Оптина пустынь, перенявшая духовные традиции рославльского старчества, а также сохранившаяся традиция совершать паломничества к могилам пустынников, дошедших до наших дней в двух урочищах Рославльского района – «Монаховом рву» и «Моисеевой пустыни».

   В 1907 г. также вышла в свет книга Орловского «Краткая география Смоленской губернии». В ней автор рассказывает в основном о географии, населении, народном образовании на Смоленщине. Но среди сведений, помещенных на страницах этого издания, мы сможем найти данные о вероисповедании, обрядности, чтимых иконах и святых колодцах епархии. Поэтому «Краткую географию» также можно отнести к источникам по истории Русской Православной Церкви на нашей земле. Необходимо подчеркнуть, что работы И.И. Орловского не потеряли своего значения для краеведов и в наши дни и могут использоваться при изучении истории как Смоленской области в целом, так и отдельных вопросов Смоленской епархиальной старины.

   В XIX в. в церковно-исторической литературе появились описания многих приходов и монастырей. Огромное значение для краеведов представляют «Смоленские епархиальные ведомости», публикация которых началась в 1865 г. Уже в первом номере редактор архимандрит Павел (Лебедев) поставил задачу о публикации сведений по истории епархиальной жизни с древнейших времен. 14 Стараясь выполнить поставленную задачу, ведомости на протяжении всего периода своего существования (до 1917 г.) опубликовали большое количество статей, раскрывающих страницы истории епархии. Кроме исследований по истории Православия, на страницах публиковались и архивные материалы, что делает ведомости, после утраты многих документов Консистории в ХХ в., историческим источником.

   В 1871-1874 гг. на страницах епархиальных ведомостей публиковались «Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии» и «Материалы для монастырских летописей по Смоленской епархии», подготовленные Иваном Петровичем Сперанским. Это довольно ценные источники для изучения исторических и топографических сведений о церквях, монастырях и пустынях Смоленской епархии. Хронологические рамки указанных работ – XVII-XVIII вв.

   Сперанским также составлены статьи: «Материалы для истории Смоленской епархии (из дел Консисторского архива)», «Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии» и др. Интересна работа Сперанского «Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования» (1899). Хронологически это исследование разделено на два периода, что делает работу с ним не утомительной для чтения. В первом разделе помещены сведения о деятелях древнего времени (XI-XVII вв.). Второй раздел включает имена лиц, трудившихся на Смоленской земле в XVIII-XIX вв. Это связано с появлением в епархии духовных учебных заведений, с расширением границ деятельности епархиального духовенства и мирян, отразившейся на разных поприщах общественно-религиозной жизни Смоленщины.

   Среди деятелей древнейшего периода в первом разделе охарактеризованы: смоленские князья Владимир Мономах, Ростислав Мстиславич Святой, Роман и Давид Ростиславичи, Федор Черный, святой Андрей, Симеон и Иульяния Вяземские.15 Далее Сперанский раскрывает роль смоленских архиереев в истории епархии, начиная с епископа Мануила (XII в.) и завершая митрополитом Сильвестром II (XVII в).16Из лиц иноческого сана, кроме упомянутых епископов в работе названы имена святых угодников Смоленской земли, настоятелей монастырей и простых монахов (XI-XVI вв.) .17

   Так как в XVIII-XIX вв., с постепенным развитием общественной и религиозной жизни, число деятелей на разных поприщах жизни увеличивалось все больше и больше, Иван Петрович подразделил его на два подраздела. К первому отнесены деятели XVIII столетия, ко второму XIX столетия.

   В первом подразделе мы знакомимся с деятельностью императора Петра I и императрицы Екатерины II, смоленских архипастырей, лиц, начальствующих в духовных учебных заведениях епархии, духовенства и светских благотворителей, деятельность которых проявилась главным образом в возведении храмов. Среди имен последних преобладают лица дворянского происхождения. Указаны целые роды храмостроителей, которые показали к этому делу особенное усердие. Таковы фамилии Храповицких, Каховских, Пасек, Потемкиных, Огонь-Догоновских, Энгельгардт, Друцких-Соколинских, Лесли.18 

   Второй подраздел начинается с характеристики деятельности императоров Александра I и Николая I. Затем Сперанский переходит к личностям смоленских архиереев, возглавлявших смоленскую кафедру в XIX в. 19

   Несмотря на ряд неточностей, труд И.П. Сперанского является одним из самых полных исследований, раскрывающих вклад духовенства и мирян в развитие Православия на Смоленщине, а по некоторым аспектам истории Русской Православной  Церкви в крае – единственным достоверным историческим источником, что позволяет отнести его к классическим сочинениям по истории Смоленской епархии. Всего же И.П. Сперанским было написано около 50 статей и 4 брошюры по смоленской истории, которые не потеряли своего интереса для краеведов и в наши дни.

   На страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» регулярно печатались историко-статистические описания приходов и монастырей. В основном это работы настоятелей обителей и местных священников. С 1865 по 1903 годы опубликованы статьи с описаниями 38 сел, 4 церквей, 14 монастырей и 1 пустыни. 20 Кроме того, отдельными изданиями вышли: «Краткое историческое описание Смоленского Успенского кафедрального собора»(1894), «Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь» (1897), «Летопись Поречской Ордынской пустыни (1880), «Смоленский Вознесенский девичий монастырь» (1894), «Церковно-приходская летопись Духо-Николаевской церкви в г. Рославле» (1905), «Ставропигиальный Бизюков монастырь и Смоленские епископы» (1905) и др.

   Наравне с обобщающими материалами по истории епархии в ведомостях публиковались извлечения из отчетов смоленских архиереев о состоянии епархии в разные годы и журналы обозрения епископами приходов.21

   В первые годы существования «Смоленских епархиальных ведомостей» в них публиковались выдержки из журналов постановлений церковно-приходских попечительств, раскрывающие различные вопросы приходской жизни. Кроме вышеуказанных материалов в разные годы существовали рубрики: «Епархиальная хроника», «Из местной жизни», в которых печатались заметки, отражавшие события приходской жизни. Здесь можно встретить сведения о пожертвованиях на строительство храмов, освящении вновь построенных церквей, жизнеописания и некрологи местных священнослужителей, списки церковно-приходских школ, и многое другое.

   Кроме официальных документов – распоряжений Святейшего Синода, в ведомостях также публиковали сборники документов, предназначенных для составления монастырских и церковных летописей. Среди них: «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVIII в.» (1868), «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 гг.» (1883), «Несколько жалованных царских грамот церквям и монастырям Смоленской епархии» (1898) и др.

   О просветительской, социальной, культурной и миссионерской деятельности православного духовенства Смоленской епархии позволяют судить опубликованные на страницах ведомостей отчеты православных общественных организаций, таких как: «Общество попечения о раненых и больных воинах», «Общество улучшения народного труда», «Православное Церковное Братство преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца», «Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Смоленского епархиального женского училища» и др.

   Во многих отношениях «Смоленские епархиальные ведомости» являются уникальным и порой единственным источником, где можно найти данные о церквях нашего края и другие сведения, связанные с жизнью Смоленской епархии. Они дают богатый фактический материал для исследований по истории Русской Православной Церкви в крае.

   В многочисленных справочных изданиях, как светских, так и церковных, содержатся сведения о монастырях и церквях епархии. К их числу относятся: Ратшин А. «Полное собрание исторических сведений обо всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» (М., 1852); Зверинский В.В. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (С библиографическим указателем)». (Спб., 1890); «Православные монастыри и архиерейские дома в России, ныне существующие» (М., 1889); Денисов Л.И. «Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин» (М., 1908) и другие. В вышеуказанных изданиях указано расположение монастырей, скитов и пустыней, время их основания, имеются сведения о находящихся в них храмах, количестве братии. Сопоставление этих данных позволяет дополнить историю обителей нашего края. Информативной ценностью обладает «Список населенных мест по сведениям 1859 г.» (1868). Здесь отмечено наличие церквей, часовен, учебных и богоугодных (благотворительных) заведений. Следующий список населенных мест был издан в 1904 г.

   В советский период специально изучением истории Православия на территории Смоленской области не занимались. Но в это время здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых были найдены интересные вещи, свидетельствующие о развитии Церкви на территории Смоленского княжества в домонгольский период.22

   О первых каменных храмах Смоленской земли представлены сведения, основанные на археологических раскопках, в книге Н.Н. Воронина и П.А. Раппопорта «Зодчество Смоленска в XII-XVI веках» (1980). Но специальных исследований по истории Русской Церкви, как уже подчеркивалось выше, на территории епархии не проводилось.

   В новейшее время история Православия заинтересовала краеведов области. Появились книги и публикации на эту тему в местной печати. Это как общие работы, так и исследования, посвященные отдельным вопросам истории Русской Православной Церкви на Смоленщине. Среди них следует отметить статью митрополита Кирилла «Православие в истории Смоленской земли», опубликованную в «Смоленских епархиальных ведомостях» (2000). Следует подчеркнуть, что епархиальные ведомости, как и до революции, публикуют исторические сведения о приходах и монастырях епархии, повествуют об истории православного подвижничества в крае, храмостроительстве. 

   Появились книги и брошюры, рассказывающие об истории Православной Церкви в Смоленской епархии. Это следующие исследования: Зуев Г.Н. Смоленская епархия и ее роль в просвещении жителей губернии на рубеже XIX-XX вв.» (1993), иеромонах Даниил (Сычев) «Вязьма» (1996), «Слово, благодать несущее: 20 лет служения Смоленской земле» (2005), Зедаин А.П. «Казулинская волость Бельского уезда Смоленской губернии» (2005), Амельченков В.Л. «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны» (2006), Степченков Л.Л. «Иван Иванович Орловский, его роль в изучении и описании Смоленской епархии» (2006), «Дореволюционная печать об историке Смоленска священнике Никифоре Мурзакевиче» (2007), а также работы автора данной статьи «Рославльская земля: православные храмы» (2004), «Ельнинская земля: православные храмы», «Святыни земли Рославльской» (2007)

   Большой интерес у специалистов вызывает история храмовой архитектуры Смоленска и области. В 2001 г. вышел в свет «Свод памятников архитектуры  и монументального искусства России: Смоленская область». Это издание рассказывает о времени построения памятников архитектуры – храмов, домов, усадеб и дает ценный материал по истории развития храмовой архитектуры на Смоленщине. 

   О современной жизни приходов епархии позволяют судить газеты, издаваемые многими храмами области. С другой стороны, печатные органы приходов сами становятся источниками по новейшей истории русской Церкви в Смоленской епархии.

   Наиболее ценные и основные пласты документов хранятся в Государственном архиве Смоленской области. Это, прежде всего, фонды учреждений и организаций религиозных культов. Наиболее многочисленными по количеству единиц хранения и информативной ценности являются фонды: Смоленская духовная консистория (Ф. №. 48), Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского (Ф.№47), Смоленский епархиальный совет (Ф. №.1232), Свято-Троицкий монастырь (Ф. №1235),  Спасо-Авраамиевский монастырь (Ф.№126), Свято-Духовской собор (Ф. №1042), Успенский кафедральный собор (Ф. №219), Смоленская духовная семинария (Ф.№49) и другие. 23 В указанных фондах находятся материалы делопроизводства, деловая переписка, указы Синода, указы Смоленской духовной консистории, метрические книги церквей епархии, отчеты церквей, монастырей, причтов, послужные списки священнослужителей и преподавателей духовных учебных заведений, доклады о строительстве и ремонте храмов, открытии церковно-приходских школ и другие сведения.

   В фондах местных органов государственного управления вошли документы, раскрывающие роль Церкви в социальной и культурно-просветительской деятельности на благо провинциального общества. Это, в первую очередь, фонд Канцелярия Смоленского губернатора (Ф.№1). В нем, среди документов, относящихся к «светской» истории края, насчитывается более 300 дел, так или иначе связанных не только с общественной, но и епархиальной жизнью .24    

   Коллекцию фонда «Смоленское губернское правление» (Ф.№2) составили не только документы светского плана, но и бумаги, относящиеся к жизни Церкви. Наибольшую ценность представляют планы и эскизы фасадов строившихся в конце XIX – начале XX вв. церквей, распоряжения архиереев и губернаторов по возведению храмов, переписка с архитекторами. Использование дел данного фонда позволяет восстановить внешний вид церквей и часовен Смоленщины, не сохранившихся до наших дней .25

   Фонд личного происхождения «Иван Иванович Орловский, преподаватель Смоленского епархиального женского училища» (№ 391) представляет собой комплекс церковных документов, по форме напоминающих церковно-приходские летописи. Это письма священников Смоленской епархии с описанием их приходов к И.И. Орловскому. 26 Письма являются ценным  историческим источником по самым различным аспектам не только церковной, но и общей истории Смоленщины. Изучая документы фонда, можно исследовать вопросы экономического, социально-психологического, нравственного, этнографического и бытового плана. В указанных бумагах мы можем найти сведения о генеалогии духовенства, об истории подвижничества, благотворительности, народного образования, православной архитектуры, топонимике, этнографии, лингвистике, исторической демографии. Они также отражают как свойственные приходам Смоленщины православные традиции, так и повседневную жизнь прихожан и быт Православия в конце XIX – начале ХХ вв.27 Следовательно, используя «Описания приходов» в изучении истории нашего региона, мы тем самым воскрешаем богатые духовно-нравственные традиции наших предков и, изучив их (традиции), можем использовать лучшие из них и в нашей жизни.

   Важными и наиболее значимыми материалами из собраний советского периода являются документы из фондов: Комиссариат по управлению Смоленской губернией (Ф.№ Р-161), Запоблисполком (Ф. №Р-3260), Смолоблисполком (Ф. № Р-2361), Архивный отдел Смолоблисполкома (Ф.№ Р-1544). Дела указанных фондов повествуют, в основном, о закрытии церквей и ликвидации приходов епархии (Фонды №№ Р-2360, Р-2361). Среди документов фонда № Р-161 хранятся материалы о регистрации приходских советов, осуществлявших административное управление делами православных общин. Это стандартные уставы, заявления и списки прихожан, составляющие дела объемов в 100 и более листов .28

   Фонд № Р-2361 содержит среди документов Смолоблисполкома одно дело, относящееся к истории Церкви. Это «Книга учета церквей по смоленской области». 29 В ней указаны даты закрытия многих храмов не только Смоленской, но и части Калужской епархий, районы которых входили тогда в состав Западной области.

   Богатую информацию дают так называемые «Опросные листы о монастырских и церковных архивах», входящие в коллекцию фонда № Р-1544. Как известно, 1 июня 1918 г. вышел «Декрет о реорганизации и централизации архивного дела». Власть заинтересовали церковные и монастырские архивы. Настоятелям рассылали «Опросные листы», представлявшие собой своеобразные набор вопросов о состоянии храма, редких предметов культа и старинных икон, архива, кладбища, памятников и т.д. Было описано большинство храмов Смоленской епархии .30

   Особое место занимают сведения из архивного фонда «Уполномоченный по делам религиозных культов при Совете министров СССР по Смоленской области» (Ф.№ Р-985), позволяющие проследить отношения между Церковью и государством в годы советской власти .31

   О современной жизни епархии можно узнать из архива Смоленского епархиального управления. Здесь находятся дела приходов – распоряжения архиереев, рапорты в епархиальное управление, инвентарные описи имущества церквей, годовые отчеты и т.п.

   В настоящее время одним из основных направлений в работе православных краеведов является сбор материалов о новомучениках и исповедниках российских. О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства повествуют дела из архива УФСБ по Смоленской области, а также справки, составляемые его сотрудниками на основании архивных уголовных дел. Большую помощь исследователям окажут книги 4-х томного издания «Книга памяти жертв незаконных политических репрессий: Смоленский мартиролог» (2002-2004).

   Среди первоисточников важное место занимают документы архива Центра по охране и использованию памятников истории и культуры. Это паспорта на памятники архитектуры (церкви, часовни, усадебные комплексы), составленные архитекторами области. Для представления о внешнем виде храмов епархии помогут также хранящиеся там фотографии, а также частные коллекции фотографий и открыток смоленских краеведов.

   Особым видом исторического источника является мемуарная литература – воспоминания, дневники. Для историков Церкви наибольший интерес представляют подобные документы, написанные руками священников. На Смоленщине известны и опубликованы два дневника священнослужителей: «Дневник священника Никифора Адриановича Мурзакевича 1776-1834 гг.» (1903) и «Рославльский подвижник: Дневник протоиерея Всеволода Михайловича Корицкого 1952 г.» (2004). Эти два дневника объединяет, несмотря на значительный временной разрыв в их написании и опубликовании, стремление священников послужить Церкви, Отечеству и народу в тяжелые годы войны. Н.А. Мурзакевич нес все тяготы Отечественной войны 1812 г. в осажденном, а затем захваченном французами Смоленске, показав себя пастырем добрым, мудрым и благотворительным. Протоиерей В.М. Корицкий помогал гражданам оккупированного в годы Великой Отечественной войны г. Рославля, а также военнопленным местного лагеря Дулаг №130. Дневники этих достойных священнослужителей позволяют нам взглянуть на две Отечественные войны глазами очевидцев, ощутить эпоху, мысли и чаяния провинциальных жителей, священников, российских патриотов. Указанные материалы представляют большой интерес для краеведов и должны использоваться в изучении родного края.

   В качестве дополнения к основным источникам, исследователь может, на наш взгляд, использовать также материалы личных архивов, как собранных им самим, так и другими краеведами. Это переписка со священнослужителями, воспоминания старожилов, фотографии и другие материалы.

   В заключение необходимо подчеркнуть, что многие вышеперечисленные документы, хранящиеся в различных собраниях, ранее не были известны исследователям истории Православия на Смоленщине и никогда не публиковались. Их изучение позволяет не только провести исследование истории, духовной, просветительской, социальной и благотворительной деятельности храмов Смоленской епархии, но и по-новому оценить значение Смоленской губернии (области) в истории всего Российского государства.

   Используемые теоретические выводы исследований могут быть востребованы как в церковно-исторической науке, так и в педагогической деятельности при изучении предметов краеведческого компонента в учебных заведениях области, а также помочь паломникам и туристам, посещающим святые места Смоленской земли.

Иеромонах Рафаил (Ивочкин),
 член Союза краеведов России, дипломант Макариевского фонда, г. Смоленск

Примечания. 

1. Ивочкин Рафаил, иеромонах. Рославльская земля: православные храмы. – Смоленск, 2004; Он же: Ельнинская земля: православные храмы. – Смоленск, 2005. 

2. Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче. Составление Леонида Степченкова. Вступительная статья иеромонаха Рафаила (Ивочкина). – Смоленск, 2007. – С. 3-7. 

3. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – Смоленск, 1864. О  Трофимовском смотреть: Виноградова О. Священник и гражданин // Смоленск. – Смоленск, 2004. - №5(61). – С. 36-37. 

4. Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями. Сост. свящ. Санковский А.В. – Смоленск, 1897. 

5. О Ракочевском С.С. см.: Рославль: Очерки по истории Рославля и Рославльского района. – Смоленск, 1997. – С. 106-114.  

6. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). – М., 1890. Репринтное издание. – Смоленск, 2006. 

7. Ракочевский С.С. Собрание исторических записок о городе Рославле. – Рославль, 1885. – С. 86. 

8. Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Рославль. – Смоленск, 2005. – С. 6-7.

9. Ракочевский С.С. Собрание исторических записок о городе Рославле. – Рославль, 1885. – С. 55. 

10. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). – М., 1890. Репринтное издание. – Смоленск, 2006. 

11. Там же. С. 90. 

12. Там же. С. 124; 139; 154-155. 

13. Об Орловском И.И. см.: Будаев Д.И. Историки Смоленска XVIII – начала ХХ вв. – Смоленск, 1993. – С. 96 - 103. 

14. Смоленские епархиальные ведомости. – Смоленск, 1865. - №1. – С. 21-22. 

15. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. – Смоленск, 1899. – С. 903-1085. 

16. Там же. С. 1085-1089; 1326-1330; 1392-1939. 

17. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. – Смоленск, 1900. – С. 106-114; 167-174; 228-232; 333-335. 

18. Там же. С. 446-457; 505; 572-576; 617. 

19.Там же. С. 625-630; 674-681; 728-736; 829-838; 882-893; 943-947; 1901 г. С. 30-32; 100-114; 153-158; 203-211; 253-257; 358-370; 399-408; 468-478; 501-509; 615-621; 675-683; 721-731.

20. Степченков Л.Л. Иван Иванович Орловский, его роль в изучении и описании Смоленской епархии. – Смоленск, 2006. – С. 9.

21. См. напр.: Журнал, веденный при обозрении господином преосвященнейшим Иосифом, епископом Смоленским и Дорогобужским, Смоленской епархии в 1875 г. // Смоленские епархиальные ведомости. – Смоленск, 1876. – С. 401-405. 

22. Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX-XIII вв. – М., 1980.

23. Каталог архивных фондов госархива Смоленской области и его филиала в г. Вязьме (Досоветский период). – Смоленск, 1989. – С. 81-84.

24. Там же. С. 6-7.

25. Там же. С. 26.

26. Ивочкин Д.А. Церковно-приходские летописи как исторический источник (по материалам фонда И.И. Орловского)//Шаг в науку: Материалы пятой областной научно-практической конференции студентов. – Смоленск, 2005. – С. 77-83.

27. Там же.

28. Государственный архив Смоленской области (ГАСО).

29. ГАСО. Ф. Р-2361. Оп.1. Д. 67.

30.ГАСО. Ф. Р-1544.

31. ГАСО. Ф. Р-985.