Ответы

 О Таинстве Святого Крещения (в помощь новоначальному)

В древности ко крещению готовились долго – год или, несколько лет. Готовящихся ко крещению называли оглашенными, так как их оглашали – рассказывали им о Христе, о православной вере, о Церкви. К концу периода оглашения они хорошо знали Священное Писание, заповеди Божии, молитвы и многое другое. Еще не будучи крещеными они уже участвовали в жизни Церкви; уже были как бы младшими членами; церковной общины и могли присутствовать на богослужениях (правда, только до определенного момента). Крестили оглашенных чаще всего в конце Великого Поста, перед Пасхой.

Конечно же, и современный человек, если он хочет креститься или крестить своего ребенка, должен готовиться к этому. Надо постараться прочитать Евангелие, «Закон Божий», познакомиться с учением Православной Церкви. Надо обязательно побеседовать со священником и покаяться в своих грехах.

Как совершается таинство Крещения?

Обряды, непосредственно предшествующие Крещению, составляют чин оглашения.

 Чин оглашения

Запретительные молитвы (молитвы на изгнание нечистых духов)

Вы, может быть, знаете, что кроме видимого, материального мира Бог сотворил мир невидимый, духовный – мир ангелов. Ангелы – это послушные Богу служебные духи. Но в невидимом мире произошла трагедия: часть ангелов отпала от Бога. Этих падших, предавших своего Творца, злых ангелов мы называем бесами, а их предводителя – сатаной или дьяволом . Имя сатана означает «противник», а дьявол – «клеветник». Сатана и его слуги во всем противятся Богу и стремятся обманом погубить как можно больше человеческих душ. Сатану и бесов иногда называют чертями и изображают в виде сказочных лохматых уродцев с рожками и хвостами. Это не совсем верно. Бесы – это духовные существа, они могут являться людям в разных обличиях. Бесы могут воздействовать на душу человека, могут внушать ему греховные желания, могут, если человек не сопротивляется им, полностью парализовать его волю. Они .могут даже вселиться в душу человека и завладеть ею.

Чин оглашения начинается с того, что священник читает запретительные молитвы. Именем Божиим он заклинает сатану и повелевает ему отступить от новоизбранного воина Христова – от человека, готовящегося ко святому Крещению. Подойдя к крещаемому, священник трижды произносит, обращаясь к Богу:

– Изжени (изгони) из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.

Крещальные обеты и исповедание веры

Принимая Святое Крещение, человек становится христианином – воином Христовым. Это значит, что он вступает в борьбу со злом, с сатаной. Все мы призваны к тому, чтобы с Божией помощью победить зло в своей душе – победить грех. Подобно тому, как воин приносит присягу, будущий христианин дает обет (обещание) никогда не служить сатане (то есть бороться с грехом) и быть верным Христу (любить Бога и жить по Его заповедям).

За младенца обеты дает его крестный отец или крестная мать. Поэтому на крестных родителях лежит ответственность за христианское воспитание ребенка.

Крещаемый поворачивается спиной к купели, к востоку, а лицом к западу. И священник три раза задает ему вопрос:

– Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и всех аггелов (служителей) его, и всего служения его, и всей гордыни его?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Священник спрашивает (тоже трижды):

– Отрекся ли от сатаны?

– Отрекся.

После этого по древнему обычаю полагается в знак презрения дунуть и плюнуть в сторону запада.

Потом крещаемый поворачивается лицом к востоку, и священник задает ему новые вопросы:

– Сочетаешься (соединяешься) ли со Христом?

– Сочетаюсь.

– Сочетался ли со Христом?

– Сочетался.

Эти вопросы и ответы тоже повторяются три раза.

– И веруешь ли Ему?

– Верую Ему, как Царю и Богу.

И крещаемый читает Символ веры.

Символ веры – это краткое изложение православного вероучения или, проще сказать, ответ на вопрос: «Во что ты веришь?». Православный Символ веры был составлен в IV веке на двух Вселенских соборах святыми отцами. Надо постараться перед Крещением выучить его наизусть.

Символ веры

по-церковнославянски

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

по-русски

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя (содержащего все в Свой власти), Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(Верую) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Которым (Иисусом Христом) все было сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, как сказано в Писании. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую руку Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.

(Верую) И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, Которому мы покланяемся и Которого мы славим наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

(Верую) Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Во что мы верим (объяснение Символа веры)

Мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Это не три Бога, а Один Бог в трех Лицах. Мы верим в то, что Бог-Творец мира, в котором мы живем.

Мы верим, что Иисус Христос, сын Божий (Второе Лицо Пресвятой Троицы) ради спасения людей от греха, от смерти, от власти сатаны, пришел на землю и сделался Человеком. Во Христе две природы – Божественная и человеческая. Он принес Себя в жертву за наши грехи – был распят и умер на Кресте, но в третий день воскрес, как было предсказано древними пророками. Своей смертью Он победил смерть и открыл нам дорогу в Царство Божие и в вечную жизнь. Мы знаем, что Христос придет на землю второй раз, и день Его Второго Пришествия будет днем воскресения мертвых и Страшного суда.

Мы верим в святую Церковь, основанную здесь на земле Самим Христом. Мы верим в то, что Христос всем нам хочет спасения и что в таинстве Крещения прощает нам грехи.

Когда мы молимся, мы осеняем себя крестным знамением (изображаем на себе крест). Три пальца мы соединяем вместе в знак нашей веры в Бога-Троицу. Два пальца пригибаем к ладони, так как мы верим, что в Иисусе Христе соединены две природы – Божественная и человеческая.

После того, как крещаемый исповедал свою веру перед Богом и людьми, священник снова спрашивает его: – Сочетался ли со Христом? – Сочетался. – И поклонись Ему.

– Поклоняюсь Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.

И священник читает молитву, в которой он просит Бога даровать оглашенному благодать святого Крещения. После этого начинается само

Таинство Крещения

Зажигаются свечи на купели и священник торжественно возглашает:

– Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

Освящение воды

Затем священник молится о том, чтобы Бог наитием Святого Своего Духа освятил воду для Крещения. И еще он молится о крещаемом: о том, чтобы стать ему сыном света и наследником вечных благ.

Помазание святым елеем

Елей – это освященное растительное масло.

Елей – символ мира, благоденствия и милости Божией. В библейские времена его использовали не только как пищу, но и в качестве лекарства. Кроме того, елеем помазывали на царство (возливали масло на голову предназначенного на царское служение).

Для крещаемого помазание елеем означает, что Бог не гневается на него, что Он прощает, милует его, хочет дать ему радость, и исцеление и призывает его войти в Свое Царство.

Священник крестообразно помазывает воду в купели, а потом крещаемого.

Сначала он помазывает его лоб со словами:

– Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем помазывает грудь:

– Во исцеление души и тела.

Затем уши:

– В слышание веры.

Руки:

– Руце (руки) Твои (то есть Божий) сотвористе мя и создаесте мя (сотворили меня и создали меня).

Ноги:

– Во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих.

Крещение

По правилам полагается крестить погружением в воду. К сожалению, в большинстве храмов сейчас нет таких больших купелей, чтобы в них можно было крестить погружением взрослых людей. В наше время чаще всего крестят обливанием. В редких случаях (если, например, человек тяжело болен) допускается крещение окроплением.

Обливает или погружает священник крещаемого три раза, произнося при этом такие, слова:

– Крещается раб Божий (имя)во имя Отца. Аминь .И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.

Смысл Крещения

Крещение – таинственное, чудесное, непостижимое для человеческого разума, обновление всего человека. Очищение и освящение его души и тела. Это его второе – духовное -рождение.

В Крещении Бог прощает человеку все его грехи и дает благодатную силу на борьбу с грехом. Поэтому Крещение тесно связано с покаянием. Человек, принимая Крещение, дает Богу обещание исправить свою жизнь.

Есть такое понятие – первородный грех. Наши прародители – Адам и Ева – согрешили перед Богом, и через них грех вошел в нашу природу, поразив, как наследственная болезнь, все человечество. Первородному греху причастны все люди – даже младенцы, еще не совершившие ничего плохого.

В Крещении Бог избавляет человека от власти первородного греха.

В крещальной купели человек умирает и воскресает. Погружение в воду означает смерть для греха, а выход из воды означает воскресение для новой жизни с Богом.

Облачение в белые одежды

Священник облачает новокрещеного в белую крестильную рубашку (белая одежда – знак чистоты души) и надевает на него крест, говоря:

– Облачается раб Божий (имя) в ризу правды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь,

Таинство Миропомазания

Сразу после Крещения совершается еще одно таинство-Миропомазание.

Миро – это благовонная жидкость, которую освящает сам Патриарх. В помазании святым Миром новокрещеному подается дар Духа Святого.

Помазывая его лоб, веки, ноздри, уши, губы, грудь, руки и ноги, священник каждый раз произносит:

– Печать дара Духа Святаго.

А новокрещеный отвечает:

– Аминь.

Смысл Миропомазания

Через пятьдесят дней после воскресения Христа и через десять дней после вознесения Его на небо Дух Святой сошел на учеников Христовых в виде языков пламени.

Дух Святой – Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Сошествием Своим Он освятил апостолов и даровал им особенную благодать. С тех пор благодать Духа Святого всегда присутствует в Церкви, и каждый, кто через Крещение присоединяется к Церкви, приобщается этой благодати.

В древней Церкви дар Духа Святого передавался возложением рук епископа, но впоследствии этот обряд был заменен помазанием святым Миром.

Шествие вокруг купели

В древности оглашенных крестили не в храме, а в отдельном помещении-баптистерии (крестильне). После крещения они, одетые в белые одежды, со свечами в руках торжественно шли в храм, где их радостно встречала вся церковная обшина.

В наше время совершается троекратное шествие вокруг купели с пением:

– Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуийя

Это переводится так: «Вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Славьте Бога!»

Чтение Апостола и Евангелия

Когда все возвращаются на свои места, читается отрывок из послания святого апостола Павла римлянам (глава 6, стихи 3-11):

«Братие! Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Потом священник читает отрывок из Евангелия от Матфея (глава 28, стихи 16-20):

«Во время оно одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Обряды, совершаемые после Крещения и Миропомазания

Омовение

Святое Миро, которым помазывают новокрещеного, не должно оставаться на теле человека, поэтому священник отирает его специальной губкой, омоченной в воде.

Пострижение волос

Затем совершается пострижение волос. Оно означает посвящение человека Богу.

Воцерковление

Самый последний обряд, связанный с Крещением и Миропомазанием, называется воцерковлением.

Воцерковление – это введение в Церковь её нового члена.

Если воцерковляется мужчина или мальчик, то священник вводит его в алтарь, Девочки и женщины только прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери справа и слева ог Царских врат (центральных дверей алтаря). Это объясняется тем, что мужчина может стать священником, а женщине предназначено на земле другое служение.

В более широком смысле воцерковление – это то, что должно произойти с каждым крещеным человеком.

Надо в полном смысле слова стать членом Церкви. Надо молиться Богу, ходить в храм на службы, читать Евангелие, соблюдать правила церковной жизни. Надо стать прихожанином какого-нибудь храма, участвовать в делах церковной общины. И, что очень важно, надо найти себе духовника. Духовник – это священник, у которого человек постоянно исповедуется. Постарайтесь обязательно найти такого священника, иначе вам будет очень трудно правильно устроить свою жизнь.

Не забывайте, что Крещение – это только начало, это духовное рождение. Никто не рождается на свет взрослым. Новокрещеный – это духовный младенец. Ему нужна помощь и совет, поэтому старайтесь никогда не удаляться от Церкви.

Полное и совершенное Соединение с Церковью происходит в таинстве Святого Причащения. Поэтому если вас не причастили сразу после Крещении, то в ближайшие дни нужно прийти утром в храм на службу и причаститься Святых Христовых Тайн. В дальнейшем надо причащаться хотя бы раз в месяц, но перед этим обязательно надо будет исповедоваться. Новокрещеному (если он исповедовался перед крещением) можно один раз причаститься без исповеди, так как грехи были прощены ему в таинстве Крещения.

При Крещении нужно иметь с собой:

крест (обязательно освященный), крестильную рубашку (желательно новую и белую), простыню и полотенце, тапочки.

Женщинам в определенный период нельзя приступать к таинству Крещения.