Публикации

 Здесь рождаются иконы

Испокон веков икона была тем предметом, без которого невозможно представить православный храм. Но сам процесс создания иконы до сих пор остается тайной, понять которую дано далеко не каждому пытливому уму. В иконописной мастерской при Смоленском Духовном училище эту тайну познают уже более 6 лет.

Кузница опыта

В 2008 году по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) в стенах Смоленского Межъепархиального Православного Духовного училища была создана иконописная мастерская. Изначально планировалось, что в мастерской будут работать выпускники иконописного отделения училища, которые на ее базе пройдут свою практику-отработку. Так на деле и вышло: ежегодно в мастерской стали оставаться по окончании учебного курса два-три выпускника. Некоторые из выпускников решают продолжить свое обучение и поступают в высшие художественные школы и другие учебные заведения, другие возвращаются в родные епархии и продолжают иконописную практику уже на домашних приходах. Сегодня в мастерской трудятся не только выпускники, но и студенты, и преподаватели учебного заведения.  Планируется, что в ближайшее время в состав сотрудников мастерской будут входить не только художники-иконописцы, но и выпускники отделения декоративно-прикладного искусства.
 
Работа в иконописной мастерской при Духовном училище ведется непрерывно вот уже шесть лет. Художники пишут иконы для храмов Смоленской и других епархий, а также для частных лиц. Нередко работы преподносятся в дар и выставляются на выставках.

Качество, а не количество!

В сознании обывателя мастерская – это место, где, как пример, стоят в несколько рядов столы и за каждым кто-то увлеченно над чем-то работает. В нашем привычном понимании иконописную мастерскую при Духовном училище вряд ли можно поставить в ранг с такими мастерскими.
 
– В крупных городах существуют такие большие мастерские, – рассказывает Елена ОЛЕЙНИКОВА, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Живопись» (иконописное отделение). – В таких случаях можно говорить о коллективном творчестве. Работа там построена таким образом, что один мастер может писать одежды, другой – лик, и только потому, что это у них лучше получается. На мой взгляд, иконопись нельзя ставить на конвейер, ведь это не только творческий, но и, прежде всего, духовный процесс, и ни о какой сакральности такой «коллективной» иконы уже говорить нельзя. Я считаю, что лучше, если в мастерской трудятся два – три человека, но они любят свое дело, ценят его, и, вместе с тем, стараются жить по заповедям и совершенствоваться духовно. Среди наших выпускников, я уверена, есть такие люди, и они будут среди нынешних студентов.
 
Состав сотрудников мастерской за шесть лет по объективным причинам претерпевал много изменений. Людмила БОБРОВА, выпускница иконописного отделения, – единственная, кто работает в мастерской со дня ее основания.  Ежегодно она пишет около 10-12 икон.
 
По мнению педагогов, уровень мастерства далеко не всегда зависит от возраста художника. Например, студенту училища Алексею ПОНОМАРЕВУ всего 17 лет, но он уже  в данный момент, под руководством преподавателя Александра ЕЛИСЕЕНКОВА,  работает  над иконой преподобного Сергия Радонежского для Смоленской епархии.
 
Среди тех, кто учится на иконописном отделении, и в будущем может стать художником иконописной мастерской СМПДУ, есть представители не только других епархий, но даже других стран, в частности, Туркменистана.
 
– До поступления в училище я окончила лицей по специальности «художник-оформитель», а потом преподавала рисование в воскресной школе в Ашхабаде, – рассказывает Галина СЕМЕНОВА, студентка 4 курса иконописного отделения СМПДУ. – У нас в городе пока не так много православных храмов, и люди мало знакомы с искусством иконописи, поэтому познакомить их с ним предстоит нам.

Традиции и потребности

Несмотря на то, что большое распространение сегодня получили иконы печатные, потребность в иконах рукописных  остается всегда. В Смоленском Духовном училище будущих иконописцев учат писать икону, соблюдая все правила канона. Особое внимание уделяется изучению икон, созданных в XIV-XV веках, – времени, которое называется золотым веком русской иконописи.
 
– Конечно, такие иконы значительно отличаются от фотокопий, которыми пестрят иконные лавки, – говорит Елена Олейникова. – Зачастую люди сегодня хотят видеть что-то «более реалистичное» и яркое. Бесспорно, эти копии красивые и яркие, но только настоящий ценитель понимает истинный, сакральный смысл рукотворной иконы. Ведь художник вкладывает в него душу, постоянно молится, обращается к святым, которых пишет.
 
Среди образов, которые сегодня чаще всего пишут иконописцы мастерской, – образы Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и именные иконы. Кроме того, большую популярность получила мерная икона, которая пишется для новорожденных. Как правило, на таких иконах изображается небесный покровитель младенца, а сама высота иконы соответствует росту, с которым младенец появился на свет. Зачастую на таких иконах изображается помимо Святого небесного покровителя и Предстоящие, то есть Святые, которые наиболее почитаемые в  данной семье. Педагоги рассказывают, что данная традиция – весьма одомашненная, но не новая, она уже присутствовала на Руси много веков назад, и теперь активно возрождается.
 
Кроме того, иконописцы мастерской при СМПДУ часто пишут и довольно редкие образы: например, в прошлом году были написаны иконы св. мч. кн. Элизбара (10х15 см.), мц. Акилины (10х15 см.), свят. Луки Войно-Ясенецкого (22х20 см.), преп. Ефросина Тверского (50х60 см.), преп. Герасима и Аркадия Болдинских (50х60 см.), преп. Алексия Печерского (56х22 см.), прор. Наума (15х20 см.), св. кн. Владимира и преп. Кирилла (27х32 см.), св. Паисия Великого (13х15 см.). 

Для справки

Иконописное отделение при СМПДУ было открыто по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в 1998г.
 
Отделение готовит художника-иконописца.
 
Кроме образовательных, гуманитарных, профессиональных и  богословских  дисциплин, изучаемых на данном отделении, студенты изучают: иконописание, историю православного искусства,  каллиграфию, основы реставрации иконы, композицию иконы, иконографию. Обучение на иконописном отделении длится 3 года 10 месяцев (4 курса). В настоящий момент на отделении обучается 13 человек. 
 
На отделении изучается техника письма минеральными пигментами на яичной эмульсии, левкашение, олифление, золочение. Написание икон осуществляется методом копирования с высоких древних икон, с последующим переходом на их основе к профессиональной творческой работе.
 
Работа на отделении базируется на многолетнем опыте иконописной школы при МДАиС по имеющимся методическим образцам.
Виктория Самуйленкова